Ликвидность рынка автосервиса напрямую зависит от состояния отечественного автопарка, а он за последние десять лет увеличился в 1,5 раза, и сегодня по дорогам России бегает 50,5 млн. автомобилей. Для справки в 2005 году их число составляло 30 млн. По прогнозам экспертов, количество автомобилей будет расти и дальше, по крайней мере, на 2,5-5% в год в зависимости от макроэкономического положения в стране.
За таким бурным развитием автомобилизации страны рынок автосервисов никак не поспевает. По-прежнему фиксируется серьезный недостаток станций технического обслуживания, особенно, в регионах. Поэтому конъюнктуру рынка автосервисом можно и сейчас расценивать как очень благоприятную, поскольку перед многими автомобилистами стоит серьезная проблема низкого качества технического обслуживания их «железных коней». И возможность открыть автосервис с нуля и в ближайшее время выйти в прибыль по-прежнему очень велика.
Выстраивая бизнес-план автосервиса, следует понимать, что структура рынка автосервисов уже четко сформировалась:
Авторизированные сервисы. Они работают под жестким контролем официальных дилеров, которых, в свою очередь, контролируют автопроизводители. Контроль проводится как по критериям качества работы, так и по предлагаемому сервису обслуживания. Даже реклама автосервиса будет проводиться в рамках масштабных маркетинговых программ автодилера или автопроизводителя. Отметим, что это наиболее затратный для инвестора старт, но и прибыль здесь также высока.
Сетевые автосервисы собственных брендов. Данный вид автосервиса можно рассматривать как один из видов франчайзинга. Вы инвестируете только средства, а обладатель бренда предоставляет вам апробированные на практике методики работы, обеспечивает оборудованием, иногда может даже предоставить специалистов. И в этом случае вопрос «Как назвать автосервис?» отпадет сам собой, его названием станет торговая марка, от имени которой вы будете предоставлять услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей
Одиночные сервисные пункты по-прежнему остаются наиболее массовым видом автосервиса. Относительно выше перечисленных видов автосервисов планка входа в бизнес значительно ниже, но, с другой стороны, вы сами должны быть «в теме», иначе у вас будет два пути – или прогореть из-за того, что вы не сможете наладить эффективный контроль за своим бизнесом, или же стать осведомленным в бизнесе и раскрутить автосервис.
Гаражный автосервис. Исчезающий вид автосервисов, встречается в единичных экземплярах. Все, кто начинал 90-х и начале 2000-х годах в гаражном автосервисе или выпал из бизнеса, или уже переместился в одну из трех выше указанных категорий.
Место расположения
Если брать во внимание и крупные города, то в последних автосервис следует организовать в новопостроенном микрорайоне, можно даже на голом месте, лишь бы рядом находилась оживленная трасса. В этом случае вам не придется конкурировать со «старожилами» и вести с ними демпинговые и не только войны. В случае «голой земли» можно даже построить автосервис своими руками. И подобный вариант для единичного автосервиса может стать даже самым лучшим, поскольку вы всегда сможете достроить к станции новые помещения при расширении бизнеса.
Если речь идет о небольших городах, то принцип выбора места организации автосервиса тот же – автосервис следует организовать рядом с оживленной автострадой и желательно подальше от «конкурирующих организаций».
При выборе места также следует помнить, что помещение под автосервис, находящееся ближе чем на 50 метров от жилых домов или возле водоема, автоматически подпадет под запрет СЭС.
Помещение и земля
Если вы хотите войти в сегмент авторизированных или сетевых автосервисов, то сразу рассчитывайте на то, что перечень услуг автосервиса будет максимально широким, и потому он будет состоять из нескольких цехов, в которых будут проводиться разные по типу работы. В некоторых случаях площадь автосервиса будет достигать 600-700 кв. м. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы внутри и снаружи ваш автосервис выглядел презентабельно. Для подобных автосервисов внешний лоск также важен, как и качество проводимых ремонтных работ.
Если же вы решили открыть одиночную станцию автосервиса, то можно поначалу ограничиться одним боксом площадью до 100 кв.м. Однако это вовсе не означает, что его можно открывать даже без минимального косметологического ремонта. Все-таки клиенты оценивают качество ремонта по внешнему виду станции техобслуживания.
Для того чтобы взять в аренду указанное по площади помещение вы должны подготовить следующий пакет документов.
Проектная документация, которую необходимо предоставить для утверждения в местную администрацию. Расценки на составление проектной документации будут сильно варьироваться в зависимости от конкретного района. В проекте обязательно должно быть описано отопление автосервиса, подключение водопровода, подключение электричества и освещение для автосалона и пр.
Затем надо согласовать проектную документацию в профильных комиссиях. Часто эта процедура превращается в настоящий бюрократический ад.
Выкупить право на аренду земельного участка под ваш автосервис.
Регулярно платить арендую плату за землю, размер которой сильно разнится не только от конкретного региона, но и от конкретного местоположения участка.
Через определенное время вы получаете право выкупить арендованную землю, что сделать надо обязательно, поскольку этот шаг сильно коммерциализирует ваш бизнес, иными словами, существенно прибавит его продажную стоимость.
Структура бизнеса
Стандартную структуру автосервиса можно описать следующим образом:
Электроцех.
Малярный цех.
Кузовной цех.
Слесарный цех.
Площадка для шиномонтажа.
В этих цехах будут проводиться следующие виды ремонтных работ:
покраска автомобилей;
зарядка и ремонт аккумуляторов;
ремонт двигателей;
ремонт рулевой системы;
ремонт рулевого управления;
жестяно-сварочные работы;
балансировочные и шиномонтажные работы;
электротехнические;
контрольно-диагностические работы;
слесарные работы в автосервисе;
смазочно-заправочные работы.
Эта структура будет обязательной для авторизированного или сетевого автосервиса, тогда как для одиночной станции техобслуживания лучше не распылятся, а сосредоточиться сначала на чем-то одном, а затем уже добавлять к основе дополнительные услуги. Это будет тем более верно, если вы сами являетесь докой в какой-то узкой сфере.
Юридические требования по открытию бизнеса
Автосервисы сегодня не подлежат лицензирования. Для открытия автосервиса достаточно будет получить только сертификат соответствия у специализированной компании, количество которых сейчас более чем достаточно. Причем, сертификат можно получить без всяких очередей и взяток.
Для этого от вас потребуется представить правоустанавливающие документы на вашу компанию, естественно, они должны быть в полном порядке.
В штате вашего автосервиса должен присутствовать человек с техническим образованием, желательно, специализированным на автомобильном транспорте, который бы контролировал работу.