Как сделать бизнес на аквариумных рыбах и растениях I?id=10554400-21-72&n=21
Как сделать бизнес на аквариумных рыбах и растениях
Большие аквариумные рыбы и растения — злейшие враги. «Обычно крупным и хищным рыбам хватает нескольких дней, чтобы уничтожить водную флору», — предупреждает Андрей Абин, специалист по выращиванию растений для подводных садов, где фауне отводится второстепенная роль.
Бизнес 1. Заработок на увлечении
Пять лет назад бизнес таких аквариумистов, как Абин, серьезно пострадал — в моду вошли большие рыбы, а спрос на растения настолько упал, что многим флористам даже пришлось покинуть рынок. Сегодня так называемые голландские аквариумы снова на пике популярности и выращивать саженцы для них выгодно как никогда.
Схватка с пираньями
Андрей занялся аквариумистикой в 1998 году, будучи студентом Криворожского педагогического института. Увлечение переросло в бизнес, когда его жене удалось собрать одну из лучших коллекций эхинодорусов в городе. Лишние экземпляры Андрей начал продавать на рынке, что приносило около 100 грн в день.
Звездный час зеленого аквариумного бизнеса начался еще в советское время — в конце 1980-х. Тогда аквариумистам хватало одного дня торговли на рынке, чтобы заработать на холодильник, а через месяц уже можно было покупать машину. Самые предприимчивые арендовали несколько торговых точек, нанимали продавцов, увеличивая свои доходы от выращивания растений до тысячи долларов в месяц.
Черная полоса для «ботаников» наступила в 2002 году, когда владельцам аквариумов, пресыщенным подводными садами, захотелось экзотики. Они стали заводить пираний, скатов, сомов, в соседстве с которыми растения погибают. Рыбы съедают растения или роют грунт, уничтожая корни. Да и с точки зрения дизайна зеленые листья не гармонируют с большими рыбами — аквариумы с хищниками оформляют камнями, корягами и даже черепами.
Дальше — хуже. В моду вошли генномодифицированные данио, светящиеся ярким зеленым или красным цветом при ультрафиолетовом излучении. В США таких рыб использовали как живой индикатор чистоты воды, но необычность и яркость «новинки» моментально прописали их в зоомагазинах. Аквариумы, оборудованные ультрафиолетовой подсветкой, появились в офисах, торговых центрах и ночных клубах. К несчастью для аквариумистов, выращивающих растения, водоросли редко использовали для оформления таких аквариумов. Именно тогда большинство предпринимателей-«ботаников» ушли из бизнеса, а собранные за 15 лет работы коллекции пропали.
Такая же судьба ожидала и Абина. Но ему повезло — интерес к большим и экзотическим рыбам исчез так же внезапно, как и появился. «Ими, наконец, наигрались, а зеленые аквариумы снова в цене, как и растения», — говорит Андрей. Эта ниша стала привлекательной не только для самых мелких бизнесменов-одиночек, выращивающих подводные саженцы у себя дома. «Один криворожский предприниматель арендовал здание бывшего садика и оборудовал там солидное производство, — рассказывает бизнесмен, — со сбытом у него проблем нет».
Подводная одиссея