Структура бизнес-плана Plan-150x150
Каждый новый проект начинается с составления бизнес-плана. Его содержание должно быть полным, точным и логичным. Все элементы структуры бизнес-плана связаны между собой. Именно структура данного документа отражает весь процесс реализации проекта. Поэтому составлять бизнес-план нужно предельно внимательно.

Всем известно, что формат, объем и структура бизнес-плана изменчивы. Всё зависит от направленности и условий проекта. Однако в каждом бизнес-плане должны быть указаны и расписаны следующие разделы:

1. Титульный лист. Как и любой другой документ, бизнес-план начинается с представления титульного листа. В нем вы указываете первоначальную значимую информацию. Название проекта, самой организации, имена составителей, адрес, контактные телефоны – всё это располагается на обложке вашего плана.

2. Резюме проекта. Этот раздел является основным звеном вашего бизнес-плана. Здесь указываются суть, целесообразность реализации, идея проекта. Объем резюме составляет 2-3 страницы, в которых четко и ясно указаны основные аспекты вашего дела. Инвесторы всегда начинают читать бизнес-плана с резюме. То есть этот раздел представляет собой краткую форму всего плана. Поэтому нужно постараться с первых строк привлечь внимание читающего.

3. Описание проекта. В этом пункте вы уже более полно знакомите инвестора с сутью проекта. Опишите стадию, новизну, сроки реализации, применение проекта. Инвесторы могут поинтересоваться, является ли ваш проект новым или же это будет продолжение старого дела.

4. Описание продукции и предоставляемых услуг. Опишите подробно все достоинства вашей продукции, раскройте все виды предоставляемых вами услуг. Инвесторы должны ознакомиться с характеристикой товаров, с их экологичностью. Им будет интересно узнать, в чем ваши товары и услуги превосходят продукцию конкурентов. В этом разделе вы также можете указать возможную аудиторию потребителей, предполагаемые в скором будущем виды товаров.
5. Организационный план. Сроки реализации проекта, графики выполнения работ, календарный план и другие организационные моменты указываются в данном разделе. Именно этот пункт отвечает за временные сроки, поэтому не стоит включать в него нереалистичные прогнозы и планы. Будьте правдивы с инвесторами и не кормите их пустыми обещаниями!

6. Маркетинговый план. Маркетинговые мероприятия являются движущим механизмом каждого проекта. Поэтому стоит заострить внимание инвесторов на том, как будет проходить ваша ценовая политика, какую рекламу вы предпочитаете выбрать для вашего проекта, какую долю на рынке вы занимаете в данный момент. Проанализируйте и составьте выводы о ваших конкурентах, о спросе на вашу продукцию и т.д.

7. План производства. Этот раздел является технологической частью. Здесь вы описываете оборудование, состояние цехов, наличие необходимых ресурсов и т.п.

8. Финансовый план. Каждому инвестору будет интересно, куда тратятся его средства. В этом разделе они должны быть ознакомлены со всеми расходами, доходами проекта.

9. Анализ возможных рисков. Каждое дело связано с рисками. В структуре бизнес-плана должны быть раскрыты слабые стороны проекта и указаны пути решения проблем.

10. Приложения

Составляя бизнес-план, всегда помните о том, что он должен быть перспективным и реалистичным!